Уроки здоровья: развитие годовалого ребенка

Малыш начинает заявлять о своей индивидуальности уже в год – примерно в этом возрасте начинают проявляться его особенные, отличительные качества. Главным образом, эти качества зависят от атмосферы и обстановки внутри семьи, от заболеваний, которые он перенес в младенчестве и, конечно же, от наследственного фактора. Воспитание и окружение накладывает весомый отпечаток на поведение ребенка, формирует его характер.

Тревожным сигналом в возрасте от года до полутора лет может быть то, что малыш плохо стоит на ножках, не различает людей, не знает игрушек или не может сидеть устойчиво. Если хотя бы один из этих признаков наблюдается у Вашего малыша, поспешите обратиться за консультацией к специалисту.

Травматизм и другие угрозы для здоровья

В обозначенном возрасте малыши отличаются достаточно быстрым темпом развития, им свойственна повышенная любознательность. Научившись уверенно передвигаться без посторонней помощи, ребенок стремится потрогать все, что его окружает. Те предметы, до которых удалось дотянуться, он непременно пробует на вкус, стремится укусить и пожевать. Это вполне естественно, ведь в таком любопытном возрасте вкусовые ощущения – один из самых информативных источников. Родителям следует быть очень внимательными, следить за тем, чтобы опасные предметы были спрятаны в недосягаемой для любимого малыша зоне.

Главные опасности этого периода – вероятные отравления, ожоги, ушибы и даже сотрясения мозга. Все эти травмы вызваны, конечно же, чрезмерным любопытством. Осваивая окружающее пространство и стараясь узнать и пощупать мир, ребенок подвергает себя опасности. Это связано с тем, что в указанном возрасте малыш еще не способен хорошо координировать свои движения, не всегда умеет вовремя остановиться или обойти преграду.

Известны случаи, когда у детей развивалась боязнь пространства. В новом, незнакомом для себя помещении малыши начинают капризничать, быстро раздражаются. Принимайте это во внимания, формируя дневной план для ребенка. В этот период дневной сон рекомендован дважды, по полтора-два часа. В целом суточная продолжительность сна ребенка должна составлять не менее 12 часов. В перерывах между сном малыш не должен переутомляться. Не забывайте обеспечить Вашему ребенку главные атрибуты спокойного и здорового сна – приятную обстановку, умиротворяющую колыбельную или сказку и любимые игрушки. Не стоит злоупотреблять пустышками в качестве успокаивающего средства.

Питание ребенка

В возрасте от года до полутора ежедневное питание должно состоять из четырех приемов пищи. В перерывах между основными приемами не перебивайте аппетит ребенка различными сладостями и другими угощениями. Соки и фрукты – исключение. Их можно давать в любое время.

Именно в этот период нужно начинать приобщать ребенка к столовому этикету, прививать правила поведения за обеденным столом. Терпеливо и спокойно объясняйте ему, как пользоваться чашкой и ложкой, покажите, для чего нужна салфетка. Постепенно приучайте ребенка быть опрятным. Обязательно хвалите его за успехи в обучении и старайтесь не ругать, если что-то не выходит. Чтобы эти занятия заинтересовали и увлекли малыша, используйте яркую посуду. Главное, чтобы эти детали не отвлекали его от еды. Не заставляйте ребенка долго сидеть за столом против воли – этим Вы можете спровоцировать раздражительность, слезы.

Как приучить ребенка к горшку

Приучить ребенка к горшку помогут так называемые «высаживания». Просто сажайте малыша на горшок каждый раз после сна и еды. К полутора годам дети уже должны быть приучены к горшку, но порой, когда они чем-то очень сильно увлечены, могут забыть попроситься на горшок. В таких случаях не ругайте малыша, а спокойно и в то же время назидательно напоминайте ему, что пора сходить на горшок./p>

Если Вы уже пытаетесь отучить ребенка от подгузников, проследите, в какое время ночью он становится мокрым и старайтесь именно в это время высаживать его на горшок. Совершенно недопустимо, чтобы ребенок спал мокрым. Ночью не высаживайте его чаще одного раза.<

Игры и общение – путь к знаниям

Для детей очень важно общение со взрослыми. Им нравится, когда кто-нибудь постоянно находится рядом. Необязательно участвовать в играх и забавах ребенка - даже элементарное безучастное присутствие в комнате помогает ребенку чувствовать себя уверенно и спокойно. Одиночество же порождает беспокойство, неуверенность или даже страх.

В полтора ребенок уже понимает основные фразы и начинает повторять за родителями некоторые словечки. Как правило, его лексический запас насчитывает порядка 30 слов. Предлагайте малышу простые игры со словами, всячески поощряйте его инициативу говорить. Ребенок может задавать вопросы, интересоваться теми или иными предметами. Услышав новое для себя слово, он старается повторить его и запомнить. Кроме этого, дети любят повторять звуки окружающих предметов и явлений (машин, животных).

Учитывайте, что наибольший интерес для ребенка представляют игры с яркими, звучащими и движущимися предметами. В этом возрасте детям свойственно постоянное переключение внимания на каждый новый предмет. Игры – очень богатый и полезный источник информации. Именно в процессе увлекательной игры ребенок лучше запоминает названия предметов и животных. Ваша задача – разнообразить игры, наполнить их новой развивающей информацией. Со временем делайте познавательные нагрузки более интенсивными. Наряду с умственными нагрузками важны нагрузки физического характера. Дважды в день делайте с ребенком несложные, но разнообразные и немонотонные упражнения.