В полгода младенцы уже «узнают» в речи некоторые слова

Американские ученые из Рочестера поделились очередным открытием. На страницах журнала, посвященного деятельности национального научного общества, они заявили, что благодаря интонациям и ударениям в непрерывной речи 6-месячные малыши способны ассоциировать отдельные слова с визуальной информацией.

Столь интересным выводам предшествовали исследования процесса освоения языка младенцами. Исследовательскими работами занималась группа ученых из университета Рочестера во главе с Мохинишем Шукла. В публикации отмечено, что дети чрезвычайно быстро усваивают родной язык, однако сама природа таких способностей изучена скудно. Например, неизвестно, каким образом малыши учатся «разбивать» услышанный звуковой поток на смысловые единицы без знания соответствующих языковых правил.

В ходе исследования команда Шукла протестировала 24 малыша (11 девочек и 13 мальчиков) в возрасте от 165 до 192 дней. Суть теста заключалась в демонстрировании младенцам картинки с изображением стола, на котором двигались три геометрические фигуры: желтый треугольник, красный круг и квадрат синего цвета. Во время показа картинки один из ученых произносил 5-слоговые конструкции, а специальные датчики отслеживали и фиксировали движение взгляда ребенка. Два слога в упомянутой конструкции из пяти слогов намеренно выделялись особой интонацией и ударением, и в этот же момент на экране появлялся целевой объект - красный круг. Таким нехитрым способом исследователи привязывали звуковую информацию к визуальной.

На втором этапе тестов малыши должны были просматривать уже знакомые изображения под звук более длинных предложений, произносимых тем же человеком. Ученые отслеживали, как детишки реагируют на «кодовое слово» из двух слогов, обозначающее в контексте исследования красный круг. Выяснилось, что на целевой объект малыши смотрят дольше, чем на остальные фигуры и, кроме того, явственно реагируют на его «название». При этом ученые отмечают, что малыши переводили внимание на круг лишь тогда, когда экспериментальное «слово» обособлялось ударением и выделялось интонационно.

Таким образом, после проведенных тестов исследователи осмелились предположить, что с самых истоков жизни малыши «запрограммированы» улавливать связь слов с интонационными границами фраз.